Джеймс Нолт
Около полутора лет назад моя жена проходила амбулаторную диагностическую процедуру, а я сидел в зале ожидания. Я немного почитал и задремал, когда в зале появились трое: пожилая женщина в инвалидной коляске, пожилой мужчина и, по-видимому, их дочь. Администратор радостно поприветствовала их и сказала: «Приятно видеть, что ваш муж и дочь пришли поддержать вас сегодня утром». Мужчина ответил: «Этот вопрос был решен сорок лет назад».
Очевидно, муж воспринимал свою поддержку жены как естественный результат их брачных обетов, данных сорок лет назад. У меня не было возможности поговорить с ними, но для меня было благословением услышать его свидетельство. Мы с женой недавно отметили сорок пятую годовщину нашего брака. Наши брачные обеты решили многие вопросы, касающиеся нашей преданности и жизни друг с другом. Уверенность во взаимной любви и верности привносят в христианский брак доверие, покой и чувство безопасности.
Брачные обеты должны определять повседневный образ жизни пары со дня свадьбы. Институт брака был установлен еще в то время, когда Бог создал Адама и Еву. «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, женщину, и привел ее к человеку. И сказал человек: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:22-24).
Привязанность к своей жене и пребывание с ней в «одной плоти» подразумевает, что брак заключается на всю жизнь. К сожалению, после грехопадения человек не смог сохранить этот идеал в браке, и, как объяснил Иисус фарисеям: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19:8). Во Втор. 24:1-4 описана относительно легкая процедура развода — результата ожесточения сердец человеческих. «…Благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1:17), и Он восстановил первоначальный идеал: «так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6).
Брак между одним мужчиной и одной женщиной предусмотрел Бог, сотворивший человечество — мужчин и женщин. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Иисус подтверждает установление Бога, изложенное в Книге Бытия, в Своей дискуссии с фарисеями. «В начале же творения Бог сотворил их как мужчину и женщину. Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одной плотью…» (Мк. 10:6–8). Этот принцип, установленный при Сотворении, является Божьей нормой, несмотря на все возрастающее принятие однополых браков.
В то время, как люди все больше отвергают Божий замысел для брака, во многих странах сегодня стали приемлемыми трагичные и разрушительные «альтернативы» браку, такие как «домашнее партнерство», «гражданский союз», «соглашение о совместном проживании» и «совместном проживании порознь». Все это находится в одной категории, неприемлемой для Бога, наряду с блудом и прелюбодеянием, разводом и повторным браком, а также однополыми браками.
Для Бога также неприемлемо нарушение обетов небрежной, эгоистичной жизнью. Многие из тех, кто никогда бы не подумал о супружеской неверности, не усердствуют в верном исполнении своих обетов. На нас возложены священные обязанности: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25), «…а жена да боится своего мужа (Еф. 5:33). Христианские пары любят друг друга, но, поддавшись эгоизму, порой спотыкаются и могут оступиться. Если такое происходит, им нужно покаяться, попросить прощения и проявлять друг к другу долготерпение. Они должны научиться ободрять, вместо того чтобы отталкивать друг друга.
Христианские брачные обеты различны в разных церквах и народах, но, как правило, они включают определенные ключевые элементы[1]. Искренняя вера в то, что брак — установление Божье, подтвержденное и освященное Иисусом Христом, закладывает под него прочную основу. В обетах часто упоминается присутствие Бога и свидетелей. По сути, пары обещают перед свидетелями всегда жить честно, даже когда их будет видеть только Бог. В обетах уместно называть жениха и невесту «братом» и «сестрой», поскольку христиане должны вступать в брак «только в Господе». В обетах часто упоминается уникальная роль мужа и жены (Еф. 5), что они оба должны любить, дорожить и заботиться друг о друге в болезни и здравии, в благополучии и невзгодах, и во всем, что может допустить Господь. Проявлять терпение, доброту и снисходительность; жить мирной, верной христианской жизнью. Пара обещает не оставлять друг друга, и эти обеты должны длиться, «доколе оба будут живы». Около тридцати лет назад на свадьбе в Румынии я услышал такую истину: «Прежде чем жениться, ты выбираешь того, кого будешь любить. После женитьбы ты любишь того, кого выбрал».
Недавно я прочитал статью «Наши первые восемьдесят лет брака»[2]. Пара поженилась, когда мужчине было 22 года, а женщине — 19, и в начале 2002 года им было 103 и 99 лет соответственно, что является прекрасным примером постоянства в браке. Они дали основные практические советы: «Уделяйте друг другу достаточно внимания». «Уживайтесь вместе». «Проявляйте инициативу, зарабатывайте на жизнь и заботьтесь о семье». «Работайте вместе». Браки (и церкви) преуспевают благодаря практическому проявлению любви рожденными свыше и познавшими Бога людьми. «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7).
Нет человека более близкого нам, чем наши супруги, а «любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Люди должны узнавать, что мы ученики Христа по тому, как мы любим друг друга в церкви и обществе, и особенно — в наших браках и семьях. Наша преданность Иисусу Христу и брачным обетам решила этот вопрос, будь то пять, сорок, сорок пять или восемьдесят лет назад.
Перевод Анны Односум
[1] Следующие идеи собраны из обетов, которые практикуют в разных церквах.
[2] Чупп Р. Р. Our First Eighty Years of Marriage // Christian Living. Скоттдейл, Пенсильвания: Herald Press, 2002. Т. 49. № 1. С. 22–23.