Семя Истины

Ловушка цифрового мира 

Из книги «Сохранить веру во время цунами электронных технологий» | Глава 13

Гари Миллер

В 2012 году мне довелось быть на кухне у одной румынской семьи. Дедушка и его сын согласились рассказать мне о пережитом. Эти братья лично испытали гонения за свою веру. Они знали, что значит тайно собираться на богослужения, напряженно оглядываться по сторонам во время крещения из-за преследований или видеть, как полиция арестовывает братьев и сестер по вере. 

Дедушка Михай родился в 1927 году, и во время нашей встречи ему исполнилось уже восемьдесят пять лет. Дрожащим голосом он рассказывал о своей жизни в румынской православной семье, в которой почти не знали об Иисусе. В их местности было несколько небольших евангельских общин, но Михай знал, что посещать их нельзя. Тем не менее, он постоянно задумывался: почему люди примыкают к этим общинам, зная, что их ждут притеснения со стороны поместного православного священника и прихожан? Интерес Михая возрастал. Однажды вечером в 1949 г., когда ему было двадцать два года, он решил узнать о них подробнее. 

В канун Нового года, идя по городу, Михай услышал доносящееся из здания пение. Это было одно из евангельских собраний. Оглянувшись по сторонам, он осторожно проскользнул внутрь и впервые в жизни услышал спасительную весть об Иисусе Христе, о грехе и о возможности получить прощение через Божью благодать. В тот же вечер Михай обрел спасение по вере в Иисуса Христа. Выходя из этого дома, он радовался, что обрел новую веру и нашел то, к чему стремилась его душа.  

Однако в последующие дни он обнаружил, что «…все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы»[1]. Он ощутил презрение соседей и родственников. Но какими бы трудными ни были эти первые годы, впереди его ждали еще более трудные испытания. 

Правление коммунистов 

Через четыре года после решения следовать за Иисусом, Михай женился и в их семье родился первенец Марчел. Это был период серьезного политического переворота в Румынии. Коммунистическое правительство национализировало частные компании и создавало коллективные хозяйства. В 1965 году к власти пришел Николае Чаушеску, и в жизни румын начались большие перемены. Марчелу было двенадцать лет, когда Чаушеску начал воплощать свой курс. Он рассказал, как он рос в те бурные годы. В то время как Михаю в юные годы приходилось сталкиваться в основном с противодействием православной церкви, молодому Марчелу приходилось испытывать притеснения за веру уже со стороны правительства.  

Во время правления Чаушеску в Румынии царили ложь и жестокость. Людей, подвергавших сомнению политику государства, ожидали: тюремное заключение, пытки, а в некоторых случаях и смерть. Люди жили в постоянной тревоге и недоверии. Соседи подозрительно относились друг к другу. Правительство поощряло граждан, были ли это одноклассники, сотрудники и даже члены семьи, доносить о любой «клевете» в адрес режима. Выжить можно было только тем, кто помалкивал и не выделялся.  

Правительство выступало против собраний верующих. Граждане Румынии должны были быть верны только правительству, поэтому христиан часто арестовывали и бросали в тюрьмы. Марчел рассказывал о своих друзьях, которых в те годы задерживали и пытали за веру. Будучи на богослужении, они знали, что в это время кто-то из их общины находится в тюрьме и страдает от пыток. Когда Марчел решил следовать за Иисусом, он осознавал эту опасность. Тем не менее, он не передумал. Более того, Марчел подверг себя еще большему риску, согласившись участвовать в 1979 году, в возрасте двадцати шести лет, в одном рискованном деле.  

В это время верующие переправляли Библии, напечатанные в Германии, через европейские страны социалистического блока, в Советский Союз. Одни верующие доставляли Библии в центральную часть Румынии, размещая их для хранения в различных безопасных местах, а затем местные верующие перевозили их личным транспортом к молдавской границе. Там, на реке Прут, где велось строительство гидроэлектростанции, Библии выгружались на стройке. Затем их грузили вместе со щебнем в самосвалы и перевозили на молдавскую сторону реки. Оттуда уже другие верующие отвозили Библии в конечный пункт назначения.  

Марчел согласился участвовать в этом деле. Ночами он, полностью загрузив свою румынскую «Дачию» Библиями, проезжал несколько сотен километров к плотине, выгружался, возвращался домой и снова готовился к следующей поездке. Марчел подсчитал, что ежемесячно проезжал около 19 000 километров, и каждая поездка могла окончиться арестом. Если его остановят с полной машиной Библий, то непременно посадят.  

Предпринимались серьезнейшие меры предосторожности. Всего лишь один шпион в этой длинной цепочке «контрабандистов» мог подвергнуть опасности всю сеть. В деле участвовали многие преданные верующие, но Марчел даже не знал этих людей. Лишь спустя много лет он, наконец-то, познакомился с оставшимися в живых членами этой команды.  

Марчел даже не мог читать Библии, которые перевозил. Они были на русском языке и предназначались для христиан в другой стране. Он и другие румынские братья не получали никакой личной выгоды от участия в этом деле. Ими двигала любовь к другим верующим, побуждая идти на большой риск, чтобы послужить для них благословением.  

Сидя в небольшой румынской кухне, я глубоко задумался. Ведь передо мной сидели два брата, которые жили тогда, когда гонения и преследования считались неотъемлемой частью христианской жизни. Марчел помнит, какой он испытывал ужас, когда в полночь, ехавший ему навстречу автомобиль, разворачивался и начинал преследовать его. Он знал, что такое горячо молиться, и осознавал, что если за ним едет полиция, его ожидают пытки.  

Однако за этим кухонным столом сидели не только эти двое мужчин. Их рассказы слушал младший член семейства — девятнадцатилетний Паул, сын Марчела и внук Михая. Паул вырос на этих историях. Он часто слышал рассказы отца о том, как его едва не поймали, когда он перевозил Библии. Его отец также рассказывал, какими духовно живыми были христиане в те времена. Но жизнь Паула в современной Румынии совсем другая, настолько другая, что ему трудно понять, о чем рассказывают отец и дед. 

«Моему поколению очень интересно слушать эти рассказы. Это просто невероятно! Мне нравится слушать, как они тайно перевозили Библии в песке и тому подобное. Но сейчас все изменилось. Библиями уже так не дорожат». Паул рассказывал о своей повседневной и духовной жизни, сравнивая их с теми, что пережили дед и отец в его возрасте. Он также открыто делился своими духовными борениями. Ему хочется быть ближе к Господу, но он с трудом находит время для чтения Библии и молитвы. Когда я спросил его, что мешает ему в этом больше всего, он тут же ответил: «Технологии». 

Паул проводит около шести часов каждый день за компьютером. Возвращаясь домой после учебы, он сразу же выходит в интернет, чтобы проверить почту, пообщаться с друзьями в социальных сетях или поиграть в онлайн-игру. Однако труднее всего ему справляться с искушением посмотреть фильмы[2] 

«Просмотр фильмов — настоящая проблема для меня. Я знаю, что они влияют на мою духовную жизнь. Иногда я даю себе обещание что-то поменять, т. к. знаю, что должен ограничивать себя в этом. Они занимают у меня так много времени». Паул, казалось, действительно не мог понять, почему не может справиться с тягой к электронным развлечениям. 

Три человека — три вида риска 

Эти три человека представляют три поколения. Каждый из них публично исповедовал свою веру в Иисуса, желал служить своему Господу и имел духовные борения. Первый решил следовать за Иисусом с большим риском для себя. Он пошел против общепринятого в его время религиозного настроя и доверил свою защиту Господу.  

Второй также добровольно пошел на большой риск ради Царства Божьего. Он мог бы тихо жить интересами своей семьи, игнорируя духовные нужды других. Но он решил рисковать своей жизнью ради распространения Божьего Царства. 

Третий же рискует потерять все, за что боролись предыдущие два поколения. Он сам признаёт, что технологии могут увлечь и остановить духовный рост. Он признаётся, что недостаточно предан Богу, и лишь мечтает иметь веру и ревность, которые он видел в жизни своего отца и деда.  

Слушая его, я задавался вопросом: действительно ли я осознаю всю опасность нашего времени? Только представьте себе, сколько времени отец и дед, должно быть, проводили в молитве, прося Бога дать освобождение от коммунистического режима с его преследованиями, тиранией и угнетением, ограниченным доступом к Библии и ежедневным атеистическим воспитанием детей! 

Однако оба они признают, что современный век развлечений и возможность быть постоянно увлеченным цифровым миром оказались более опасными для христианской молодежи, чем жизнь при Чаушеску. В то время ходить на молитвенные собрания было опасно, но дома молитвы были переполнены. Сегодня посещать богослужения легко, однако количество собраний сокращается, поскольку посещаемость слишком низкая. В прошлом молодежь учили, что Бога не существует, однако эти румынские братья не смогли вспомнить никого из молодежи из их церкви, кто отошел бы от Бога[3]. Сегодня у нас достаточно Библий и духовной свободы, однако церкви не могут удержать молодежь. Не удивительно, что Михай и Марчел считают наше время более опасным, чем в годы их молодости!  

И хотя несправедливо обвинять в нынешней духовной сонливости только технологии, нам пора очнуться и обратить на это внимание. Мы недооцениваем силу воздействия цифрового контента не только на нашу молодежь, но и на всех нас. Электронные технологии меняют наши профессии и устремления, уменьшают наше терпение и выносливость, а также препятствуют вдумчиво мыслить. Как следствие, они могут привести к переменам и в наших церквах. Однако самая большая опасность заключается в том, что электронные технологии могут отвлечь нас от дисциплин и действий, необходимых для нашего духовного роста. Молодой Паул из Румынии не одинок в своих борениях. Много молодежи в евангельских церквах сегодня оказались в ловушке электронных технологий, прельщающих пользователей своей скоростью и новыми возможностями. 

Из книги «Surviving the Tech Tsunami», 2019 г. 
Напечатано с разрешения изд-ва 
«TGS International»  
Перевод Якова Дзюбы 

[1] Тим. 3:12

[2] Автор описывает реальное положение дел в конкретной румынской семье и церкви. Как издатели этого журнала, мы призываем христиан полностью исключить из своей жизни фильмы и компьютерные игры ввиду их духовной опасности. И к социальным сетям следует также относиться крайне осторожно; считаем, что лучше ими не пользоваться. 

[3]  К сожалению, и в те годы были случаи, когда молодежь из христианских семей уходила от Бога.

Другие статьи из этого выпуска

Решено сорок лет назад 

Около полутора лет назад моя жена проходила амбулаторную диагностическую процедуру, а я сидел в зале ожидания. Я немного почитал и задремал, когда в зале появились

Читать… »

Вчерашние семена 

Семена. Множество крошечных семян. На вид они такие незначительные, но в них сокрыта великая сила. Семена предназначены для сеяния, роста и урожая.  Семена бывают разные:

Читать… »

Победа за рекой 

Изучение Книги Иисуса Навина, главы 3–5  Представьте себе широкую полноводную реку, разлившуюся от весенних паводков. Кажется, что перейти ее невозможно. Однако два миллиона человек расположились

Читать… »

Бог и Израиль 

Из книги «Семейная жизнь по Слову Божьему» Сила завета прекрасно продемонстрирована во взаимоотношениях Бога и Его народа — Израиля. В прошлой главе мы вспоминали, как

Читать… »

Семя Истины

error: Содержимое страницы защищено. Content is protected.