Семя Истины

Августин — новые заблуждения порождают старые ереси 

Из книги «Великие личности в истории»

Девид Л. Мартин

354-430 гг. от Р.Х. 

Кто из лидеров христианской церкви, не считая апостолов, оказал наибольшее влияние на мышление христиан, так что это влияние остается ощутимым и сегодня? Многие историки скажут, что таким человеком был Аврелий Августин, которого также называют Блаженным Августином.  

Августин родился в северной Африке. У него был вспыльчивый и нечестивый отец, но мать по имени Моника была набожной и усердно молившейся христианкой. Родители вскоре заметили, что Августин был одаренным и смышленым мальчиком, поэтому постарались дать ему хорошее образование. Однако вместо обучения Августин часто предпочитал играть. Уже будучи взрослым, Августин горько сожалел, что не учил греческий язык. Ему хотелось читать Новый Завет на греческом языке — оригинале.  

Когда Августину исполнилось примерно шестнадцать лет родители отправили его для продолжения образования в город Карфаген. Мать увещевала сына хранить себя от греха и порока в городе, но когда он прибыл туда, то подружился с нечестивыми людьми и вскоре оказался глубоко погруженным в различные грехи. Он гордился своим греховным образом жизни и иногда даже хвастался перед своими друзьями грехами, которых он на самом деле не совершал. 

В возрасте двадцати девяти лет Августин решил переехать в Рим. Мать умоляла его не ехать, а затем стала просить хотя бы взять ее с собой, если он все-таки намерен отправиться в этот город. Он притворился, что согласен, а затем ускользнул от нее, пока она молилась, и переправился через Средиземное море. Сердце матери было разбито, но она все равно продолжала молиться за своего сына. Один из ее друзей ободрял ее: «Сын, за которого произнесено так много молитв, не может быть потерян!» Августин, осознавая свою греховность, и сам молился: «Очисти меня», однако добавил — «но не сейчас!» 

Через некоторое время, когда Августин переселился в Милан, его мать снова нашла его и посоветовала ему послушать известного христианского проповедника Амвросия. Августин же интересовался риторикой (ораторским искусством — умением красноречиво говорить), и был, на самом деле, более заинтересован в том, чтобы наблюдать за жестикуляцией Амвросия во время его проповедей, чем слушать то, о чем он проповедовал. Однако по мере того, как Августин слушал проповеди Амвросия, какие-то семена Евангелия все же попадали в его разум и оказывали влияние на его мышление. 

Однако борьба внутри него продолжалась. Старые философские концепции, которые он изучал, более не могли его удовлетворять и его сердце стало живо откликаться на истории об Иисусе. Тем не менее, истинная христианская жизнь казалась ему по-прежнему недосягаемой. Наконец, придя в состояние горького разочарования, он взмолился: «Как долго? Как долго? Завтра, а затем снова завтра? Почему не сегодня? Почему не сейчас? Почему в этот самый час нельзя положить конец моему позору?» 

Ему показалось, что в тиши своего сада он услышал в своем сердце голос, или, может, это было пение соседского ребенка, который говорил: «Возьми и читай, возьми и читай». Он взял экземпляр Послания к римлянам и стал читать: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечение о плоти не превращайте в похоть» (Рим. 13:13-14). Августин решил, что наступил момент, когда он должен решительно порвать с грехом и посвятить свою жизнь Иисусу Христу. Наконец, когда ему было тридцать три года, он принял крещение на глазах у своей радующейся матери.  

Но кончилась ли после этого его борьба? Нет. Однажды Августин встретил женщину, с которой когда-то согрешил. Однако он не стал с ней говорить, а просто прошел мимо. Тогда она окликнула его и сказала: «Августин, это я!» На что он, продолжая поспешно удаляться от нее, ответил: «Но это уже не я!»  

Августин вернулся в северную Африку, где стал жить вместе с другими верующими, ведя простой образ жизни, пребывая в молитве и изучении Слова Божьего.  

Епископу города Гиппон была нужна помощь в служении и Августин стал его помощником. Несколькими годами позднее Августин был рукоположен в епископы, хотя сам он, скорее, предпочел бы продолжать жить тихой жизнью в одном из монастырей. По его собственным словам, он был маленьким и болезненным человеком. Но вскоре он проявил себя, как весьма одаренный епископ. Он ревностно трудился и писал много писем, так что его влияние распространялось по многим местам.  

Церкви угрожали различные ереси. Британский монах Пелагий проповедовал победоносную повседневную христианскую жизнь — и это было хорошо. Но затем он впал в крайность и стал учить, что христианин может жить святой жизнью, опираясь лишь на свою человеческую силу. Однако никто из людей не бывает настолько хорош и силен, чтобы жить свято без Бога, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).  

Августин стал обличать заблуждения Пелагия, однако сам впал в противоположную крайность. Он стал утверждать, что в нас нет абсолютно никакой силы, чтобы творить какое-либо добро. Это один из основных постулатов о полной испорченности человеческой природы. Постоянные размышления на эту тему вылились в цепь богословских рассуждений, подтолкнувших Августина к выработке целой системы богословия, которая, к сожалению, оказалась по ряду пунктов неверной. Позже другие богословы сформулировали и выразили богословие Августина в пяти главных пунктах: 

  1. Никто не может сделать что-либо для своего спасения — даже откликнуться на Божий призыв. Все это совершается исключительно Самим Богом.
  2. Бог избирает определенных людей, которых и предопределяет к спасению, независимо от того, что выбирают эти люди. 
  3. Христос не умирал за всех. Он умер только за тех людей, которых Бог намеревался спасти.
  4. Если Бог избрал вас к спасению, то вы не можете этому противиться.
  5. Святой не может отпасть от веры и никогда не отпадет от нее. 

На самом деле, эти пять пунктов являются заблуждением, потому что не соответствуют Писанию. Вместо этого мы верим, что Всемогущий Бог, совершающий все так, как Ему угодно, благоволил дать нам, людям, право выбора. Поэтому мы имеем возможность и право выбирать, будем мы Ему служить или нет, однако последствия принятых нами решений выбираем не мы.  

Августин продвигал и другие заблуждения. Он учил, что дети, умершие не крещенными, не спасутся. Он учил, что Бог не сотворил мир в течение буквальных шести дней, но что Он сотворил своего рода основу, из которой, в конце концов, развилось все, что нас окружает. Он считал, что все, кто умер вне римско-католической церкви, не имеют спасения. Он учил, что христиане могут участвовать в войне, если эта война справедлива, имея в то же самое время в своем сердце любовь к своим врагам.  

Августин однажды сказал, что, сталкиваясь с еретиками, мы должны «сражаться с ними только при помощи доводов». Однако позже он изменил свое мнение. Он думал, что раз Христос повелел «убедить прийти» (Лк. 14:23) людей на званый ужин, то их иногда нужно принудительно приводить в церковь, используя для этого и гонения, если в этом есть необходимость. В последующие столетия духовенство воспринимало слова Августина вполне серьезно и по этой причине многие т.н. еретики были брошены в темницы, подвергнуты пыткам, утоплены и сожжены на кострах.  

Когда племена вандалов вторглись в Италию и разграбили Рим, то Августин столкнулся со сложной задачей. Люди стали спрашивать: «Что это за Бог, Который позволил языческим народам захватить Рим, являющийся центром христианства?». Некоторые даже стали утверждать, что именно само христианство и стало причиной того, что Рим постигли столь многочисленные несчастья, и что теперь наилучшим решением проблемы будет возвращение к старым римским богам. В ответ на такие настроения Августин написал огромную книгу под названием: «О граде Божьем». В ней он указал, что Рим был разграблен не потому, что стал христианским, а потому, что был недостаточно христианским. В своей книге он также утверждал, что никакой земной город, даже Рим, не является на самом деле Божьим городом. Град Божий — это Церковь, т.е. народ Божий. И это действительно так, однако позже папы римские развили это учение в понятие о том, что духовенство церкви должно обладать реальной физической, политической и военной силой в этом мире. На протяжении определенного периода времени, в период европейского Средневековья, папы римские имели больше реальной власти, чем сами короли.  

Когда вандалы осадили город Гиппон, город, в котором жил Августин, то к этому времени известный богослов был уже старым человеком. Он поддерживал изголодавшихся жителей города своими молитвами и проповедями, однако через три месяца после начала осады скончался. Эпитафия, составленная им при жизни, гласила: «Почему на сердце христианина лежит тяжесть? Потому что он странник, душа которого стремится в родную обитель». 

Из книги «Great Figures in History»  
Изд-во «Lamp & Light Publishers, Inc.» 
Напечатано с разрешения 
Перевод Богдана Евтушенко 

Другие статьи из этого выпуска

Мощная сила прощения

Кристиан был искренним человеком, чуть старше меня, и называл себя возрожденным христианином. Он был откровенным и хорошо знал Библию. Мы много беседовали о христианской жизни

Читать… »

Грех противления

Прочитайте 1 Царств 15.  «А если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против

Читать… »

Примирение

«Итак, кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь всё новое. Всё же — от Бога, примирившего нас с Собой Иисусом Христом и давшего

Читать… »

«Жива будет душа ваша»

«Приклоните ухо ваше и придите ко Мне! Послушайте – и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (Ис. 55:3).  

Читать… »

Семя Истины

error: Содержимое страницы защищено. Content is protected.