Семя Истины

Церковь гонит церковь

Из книги «История церкви: от воскресения до Реформации» | Глава 10. Часть вторая

Киф Крайдер

Присциллиан убит по приказу церкви 

Присциллиан, епископ г. Авилы (Испания), был первым христианином, о котором известно, что он был убит по приказу церкви. Он был богатым испанцем, который уверовал в Иисуса Христа, раздал все свое богатство и посвятил себя служению Спасителю. Со временем он стал епископом церкви, однако его проповеди о самоотречении и его настойчивость в вопросе отделения церкви от мира навлекли на него гнев других епископов, так как к тому времени церковь уже в основном отступила от этих библейских истин.  

На протяжении пяти лет Присциллиан находился в изгнании, потом был восстановлен в правах, затем снова пережил пытки, суд, а в 385 году был казнен по обвинению в ереси, безнравственности и колдовстве. Несколько других человек, разделявших убеждения Присциллиана, приняли смерть в один день с ним, однако движение присциллианцев продолжало существовать в Испании и Португалии еще в течение ста лет.  

Несколько главных епископов имперской церкви (в том числе епископ в Риме) выступали против тех мер, которые были применены к Присциллиану. Они считали, что церковь не должна участвовать в гонениях, устраиваемых на кого-либо за веру. Подобные несогласные голоса вскоре умолкли в среде римско-католической церкви, поскольку политика религиозных гонений стала официально принятой и говорить что-либо против этого стало небезопасно.  

Смерть Присциллиана – показательный пример того, как церковь устраивала гонения на других христиан 

История гонений на Присциллиана стала предвестием того, что должны были претерпеть многие другие христиане-нонконформисты от рук государственной церкви на протяжении последующих 1200 лет. 

Гонители оклеветали Присциллиана и потребовали уничтожить его письменные труды. Они осудили его как еретика, поэтому все его труды должны были быть уничтожены как ересь. По этой причине большинство информации, дошедшей до нас о нем, было записано не им самим, а его противниками. Однако, как это всегда случается, когда люди готовы кого-то убить, они пытаются как можно больше очернить этого человека, поэтому их словам верить нельзя.  

Именно так происходило со многими нонконформистами, которые были гонимы и истребляемы государственной церковью на протяжении следующей тысячи лет. Исследуя то, что гонители говорили о гонимых, можно сделать вывод, что гонимые верующие были более верными и послушными Новому Завету, чем гонители. Например, описывая «еретиков», гонители часто говорили, что люди, идущие на смерть, «имели вид» благочестивых людей, несмотря на то, что гонители считали их нечестивыми.  

В случае с Присциллианом у нас есть возможность ознакомиться со свидетельством о том, чему он учил. В конце 1800-х годов были обнаружены некоторые письменные труды его и одного из его учеников, и в этих трудах не было ни одного лжеучения.  

Саму казнь совершили светские власти. Во время гонений обвинения верующим предъявляло духовенство, но казнили светские власти. На самом деле между ними было не так уж много различий, поскольку они трудились вместе якобы для блага «христианского государства». Так же, как и император Константин, правительство старалось сохранить «христианское единство», чтобы тем самым укрепить процветание государства.  

Государственная церковь продолжала придерживаться такой тактики на протяжении еще многих веков. Она занималась поимкой нонконформистов, которых обвинила в «ереси». Далее представители государственной церкви пытались уговорами или пытками заставить «еретиков» отречься от своих убеждений. Зачастую в проведении пыток им помогали представители светских властей, потому что по официальной версии «церковь не проливает кровь». Если же «еретик» не отрекался от своих убеждений, то государственная церковь передавала его светским властям на казнь.  

Церковь старалась уничтожить всех, кто подрывал или мог подорвать ее могущество и влияние. Епископы, устроившие гонение и убийство Присциллиана, чувствовали угрозу со стороны его образа жизни и учения.  

Подобные ситуации неоднократно повторялись на протяжении многих веков. Святые мужи Божьи проповедовали, что спасение по вере производит в человеке новую жизнь, а простые люди слышали и понимали их проповедь. Однако духовенство видело в этих словах угрозу для своей власти и благосостояния. Следовательно, они реагировали на них так же, как иудейские старейшины реагировали на жизнь и служение Иисуса Христа. 

Такое положение дел на самом деле не удивительно. От начала мира нечестивые люди ненавидели и гнали тех, кто жил праведной жизнью. Апостол Иоанн призывает нас не быть такими, как Каин, «…который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1 Ин. 3:12).  

Государственная церковь обвинила его в приверженности ереси, которая возникла в прошлых веках. Они обвиняли Присциллиана в ереси манихейства и дуализма. Изначальное учение манихейства было очень ранней дуалистической ересью, то есть оно проповедовало существование двух богов. Как и большинство дуалистов, манихейцы считали бога Ветхого Завета плохим, а бога Нового Завета — хорошим.  

На протяжении последующих столетий христиане-нонконформисты учили, что причастность к Божьему Царству требует от человека святой жизни и отделения от зла. За это главы государственной церкви часто обвиняли их в манихействе и дуализме. Это происходило отчасти потому, что сама идея об отделении церкви от государства, о которой проповедовал Иисус Христос, была новой и непонятной обществу того времени. Большинство людей в те века принимали идею единства церкви и государства. В отличие от них, «еретики» практически всегда учили, что церковь и мир, а также церковь и государство, совершенно несовместимы между собой.  

Когда Пилат спросил Иисуса, царь ли Он, Иисус ответил ему: «…Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). Иисус и Его апостолы ясно проповедовали и учили, что граждане Царства Небесного будут любить Иисуса Христа и повиноваться Ему. Они будут жить свято и не будут связывать себя мирскими делами. У таких людей взгляд на жизнь будет совершенно иным нежели у тех, кто живет в царстве князя мира сего — дьявола.  

Рассматривая данный вопрос в таком контексте, христиане, верящие словам Нового Завета и принадлежащие к Царству Иисуса Христа, действительно являются своего рода «дуалистами». Такой дуализм можно было бы назвать «дуализмом двух царств», но такие люди не верят в существование двух богов.  

Как дополнение к этому, главы государственной церкви предполагали, что когда среднестатистические люди проявляли желание жить свято, то за этим непременно должны были скрываться злые мотивы и какое-то лжеучение, как например дуализм. Ведь в противном случае они бы наверняка вступили в один из монастырей. Так рассуждало церковное духовенство. Во времена средневековья и в ранние годы Реформации благочестивая и праведная жизнь очень быстро вызывала подозрения в причастности к какой-нибудь ереси.  

Обычно государственная церковь предъявляла человеку обвинения в безнравственности и колдовстве. Присциллиан не был исключением: его обвинили в ужасных аморальных грехах и колдовстве, даже несмотря на то, что у обвинителей не было для этого никаких оснований. Примечательно, что в первые триста лет христианства в таких же грехах язычники обвиняли ранних христиан. Теперь же христиан в этом стала обвинять «церковь». 

Во времена средневековья и после него представители государственной церкви обвиняли в подобных грехах тех, кого они считали виновными в какой-либо ереси. Гонители предполагали, что если человек нонконформист, то он, скорее всего, должен быть повинен и в таких грехах, как безнравственность и колдовство.  

У каждого человека есть свои недостатки. В пяти приведенных выше пунктах описывается, как государственная церковь поступила с Присциллианом и как она на протяжении многих веков поступала с другими нонконформистами, которых считала еретиками. Вместе с тем, в отношение Присциллиана и других гонимых нонконформистов последующих веков, следует отметить, что они не были без недостатков. 

Ведь у Присциллиана в его учении были некоторые несоответствия со Словом Божьим. Например, вряд ли можно обосновать Новым Заветом тот аскетизм, который он, скорее всего, проповедовал. Он активно выступал в поддержку безбрачия и, может быть, даже учил, что христианам нельзя вступать в брак.  

Подобные несоответствия в учении нонконформистов в Средние века были нередки. Тем не менее, несмотря на это, гонимые «еретики» часто были ближе к истинному учению Нового Завета, чем их гонители. Причиной подобных крайностей становились следующие факторы:  

  • Нонконформисты появлялись в той среде, в которой жили. Зачастую их действия были в той или иной мере реакцией на заблуждения государственной церкви. Выступая против одного нарушения, они проявляли такое усилие в противодействии отступлению, что сами впадали в противоположную крайность.
  • Гонения создают огромное давление на человека, так что он нередко впадает в крайность. 
  • У них был недостаточный доступ к Писанию. Большинство людей во времена Средних веков не умели читать. Если же они и умели читать, то у большинства таких людей все равно не было личной Библии. Таким образом, люди находились в прямой зависимости от того, чему их научат более образованные учителя.
  • Ни одна личность или течение не могут считать себя единственно верными, обладающими всей полнотой Истины.

Возможно, последний пункт следует рассматривать и учитывать в первую очередь. Ведь и сегодня даже самая чистая и верная Богу церковь продолжает находиться на пути познания воли Божьей. Каждый христианин и каждая церковь могут, узнавая больше, все более возрастать в любви и послушании Богу.  

Из книги «Church History: Resurrection to Reformation» 
Напечатано с разрешения издательства 
«Christian Light Publications» 
Перевод Богдана Евтушенко 

Другие статьи из этого выпуска

Иисус пришел ради тебя 

Они старательно пасли свои стада, бодрствуя даже ночью. Вдруг их охватил ужас! Ибо им явился Ангел Господень, многочисленное воинство небесное и ослепительное сияние Славы Божьей!

Читать… »

Фома неверующий 

Фому часто называют неверующим. Почему Иисус выбрал последователя, который не спешил Ему верить? Возможно, помимо своей склонности к недоверию у него были сильные стороны? Еврейское

Читать… »

Хранимы от зла

«Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15).  Мы живем в злом и лукавом мире. Он постоянно

Читать… »

Рожденный свыше 

«…Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божьего. […] Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться

Читать… »

Семя Истины

error: Содержимое страницы защищено. Content is protected.