Семя Истины

Старательность в христианской жизни

Пол Ширк

Изучение 2 Послания Петра 1:10-1 

«Поэтому, братья, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10-11).  

Читая этот отрывок Писания, мы видим три основные темы для нашего размышления: обязательство, гарантия и обетование. Бог призывает нас выполнить свое обязательство пред Ним, а Он дает нам гарантию и исполняет данное Им обещание. 

1. Наше обязательство

«Поэтому, братья, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание…».  

Вначале давайте рассмотрим значение слов «звание и избрание». Затем выясним, что означают слова «стараться делать твердым». Ниже рассмотрим несколько стихов из Писания, в которых говорится о звании и избрании.  

«Спасшего нас и призвавшего званием святым не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен» (2 Тим. 1:9).  

«Итак, братья святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1).  

Из этих текстов Писания следует, что именно Бог выступает инициатором звания спасенных. Он призвал нас к спасению еще до сотворения мира. Это и есть небесное звание. Что это значит для нас? 

Это означает, что Бог намеревался призвать нас к спасению еще до того, как мы родились в этот мир или совершили первый грех. Далее, это означает и то, что Бог намеревался спасти человечество от греха еще до того, как был сотворен согрешивший впоследствии Адам. Наше призвание напрямую связано с темой Божьего предзнания, поскольку небесное звание было основано еще в веках вечности до сотворения мира, а лично мы пережили его во время нашей земной жизни согласно Божьему замыслу спасти нас. В Своем предзнании Бог запланировал спасение всего человечества еще до того, как грех вошел в мир через грехопадение первого человека — Адама. Таким образом, спасение явилось проявлением Божьей предусмотрительности и всеведения, а не запоздалой мыслью и реакцией, призванной исправить последствия ошибок. Бог всегда вовремя обращается к нам со Своим призывом к спасению согласно Своему вечному плану спасения и Его воли для нашей жизни. 

Призвание выражается в том, что Бог обращается к нам через Своего Сына — Иисуса Христа. Те, кто принадлежат к числу овец Его паствы, слышат голос Христа, Он называет их по имени и выводит их. Наше призвание состоит из двух основных составляющих: наш приход — обращение к Христу — и наша жизнь с Христом после того, как мы примирились с Богом. В итоге можно сказать, что небесное звание — это Божий призыв к спасению и Божий замысел для нашей дальнейшей жизни после того, как мы примем Его спасение.  

Божье призвание характеризуется очень важной деталью: Богу угодно, чтобы все люди спаслись. Именно поэтому мы слышим призыв к спасению. Это — избрание Божье. 

«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4).  

«Петр, апостол Иисуса Христа, — пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению кровью Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится» (1 Пет. 1:1-2). 

Наше спасение началось с того, что предвечный Бог решил подарить спасение всему человечеству. Именно поэтому мы находим в Писании, что наше спасение проистекает из Божьей благодати. Еще до нашего рождения Божья благодать, по действию божественного предзнания, была распространена и на нас. И если бы Бог не облагодетельствовал нас Своим желанием и готовностью спасти, то мы бы не смогли ничего предложить Богу, что помогло бы получить это спасение. А поскольку Ему было угодно спасти нас, то Он отдал самое дорогое, что у Него было: Своего Единородного Сына в жертву за наши грехи (Ин. 3:16). И так как Сын считает нас за овец паствы, которую Отец вверил Ему на попечение, то Сын добровольно отдал за нас Свою жизнь (Ин. 6:37; 10:11, 18). Божье избрание — это Его желание спасти нас и всех людей через Его добровольную жертву, принесенную ради нашего спасения. Все это является неопровержимым доказательством Божьей любви и благодати по отношению ко всем людям.  

Из Писания следует, что как наше призвание, так и избрание начинаются в вечности еще до нашего рождения, а затем продолжаются и совершаются, когда Иисус призывает нас к спасению (Ин. 10:3; 17:2). Петр ставит действие призвания перед избранием вероятно потому, что это происходит в таком хронологическом порядке: сначала мы слышим Божий призыв к спасению и откликаемся на него верой и принятием, а затем осознаем Божье избрание нас к новой жизни, которое Он замыслил еще до сотворения мира.  

В рассматриваемом тексте Писания мы читаем ясный призыв делать твердыми наше звание и избрание. Как нам, будучи ограниченными временем, утвердить то, что Бог задумал еще от вечности? С Божьей стороны нет ничего, что можно было бы совершить или прибавить, чтобы сделать наше спасение еще более надежным и защищенным. Христос совершил все необходимое. Однако человек существо уязвимое и склонное к тому, чтобы заблуждаться и грешить. Наше спасение требует и нашего участия, и именно оно нуждается в укреплении и утверждении. Бог призывает нас приложить все старания утверждать наше звание и избрание, воплощая в своей жизни семь добродетелей, описываемых апостолом Петром выше в этой главе, чтобы мы приложили их к своей вере. 

«То вы, прилагая к этому все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1:5-7).  

Бог не ожидает от нас, что мы будем идеальны, Он просит нас приложить для этого все старания. Это указывает на то, что мы не должны считать себя в вечной безопасности, при которой нам больше ничего не нужно делать. Самонадеянность является качеством, противоположным прилежанию и старательности. Самонадеянность и беспечность предполагает, что если мы будем продолжать сознательно грешить, то благодать будет все более обильно проявляться. Бог же говорит, что благодать и плодовитость будут преумножаться у тех, кто прилагает все старание к тому, чтобы жить в соответствии с христианским призванием и избранием.  

«Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2 Пет. 1:8). 

Наши старательность и усердие при этом никогда не будут заслугой пред Богом, из-за которой Он должен спасти нас. Его благодати всегда будет намного больше, чем нашей старательности и усилий. Но если Божья благодать для нас преизобилует и намного превосходит все наши усилия, то у Бога есть право требовать от нас усердия и старательности, как написано: «…старайтесь делать твердым ваше звание и избрание…». 

Объясняя это явление с еще одной стороны, следует сказать, что утверждение нашего звания и избрания приносит нам пользу и благословение: так мы точно знаем, что спасены. Невозможно жить стабильной, плодотворной христианской жизнью, если нас постоянно тяготят сомнения в нашем спасении. В то же время Бог наполняет наши сердца уверенностью в спасении только в ответ на наше принятие Его Слова и дальнейшее усердие в хождении пред Ним. «А в ком нет этого, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2 Пет. 1:9).  

Мы не можем приводить других людей к спасению во Христе Иисусе, если при этом сами сомневаемся в своем спасении. Мы не можем строить свою уверенность в спасении на разных предположениях, например: «достаточно нашего желания любить Бога», «мы достаточно хороши» и «Бог по Своей милости закроет глаза на все наши грехи». Истинная уверенность в спасении дается только тем, кто «прилагает все старания». Те, кто прилагают старания имеют в себе свидетельство Святого Духа, что они дети Божьи. Если мы прилагаем все старания, наш взор устремляется на вечные ценности и мы не утрачиваем из виду великий дар спасения. Прилежание помогает нам вырабатывать в себе те же чувствования, которые были во Христе Иисусе. Проявляя старательность, мы более остро осознаём нашу человеческую слабость и нужду в Божьей благодати. Бог наделяет уверенностью тех, кто старается делать твердым свое звание и избрание. Без усердия и старательности не может быть истинной уверенности в спасении: не потому, что Бог не может исполнить Свои обещания, а потому, что Он требует от спасенных старательности, наполняя их в ответ уверенностью в спасении, которое они призваны совершать со страхом и трепетом. 

2. Божьи гарантии

«…Так поступая, никогда не преткнетесь». 

Возникает вопрос: как «так» мы призваны поступать, чтобы не преткнуться и не упасть в своем духовном хождении? Мы знаем, что должны делать твердым свое звание и избрание. Интересно, как мы можем это осуществить? В чем именно мы должны проявлять старательность? Если Бог поручает нам какое-то задание или обязанность, мы должны быть уверены, что Он объяснит нам, в чем именно заключается эта обязанность и как мы должны ее выполнять. Апостол Петр говорит, что в Боге мы получаем все потребное нам для жизни и благочестия (см. 2 Пет. 1:3). Жизнь и благочестие — сюда точно входит наше звание и избрание.  

Если говорить точнее, то в предыдущих стихах (5-7) приведены семь сфер нашей жизни, охватывающие собой благочестивую жизнь. Число семь часто используется в Писании в значении полноты и совершенства. Эти же семь качеств представляют собой божественное естество, которое мы получаем от Бога при рождении свыше. Благодаря действию Его могущества и при содействии нашей воли и усилий в нас развиваются и формируются эти добрые качества. Мы должны «прилагать все старание» (стих 5), которое приводит нас ко второму призыву (стих 10) — «старайтесь» делать твердым ваше звание и избрание. Другими словами, мы стараемся укрепить свое звание и избрание, проявляя старательность и упражняясь в описанных выше семи добродетелях. Нам следует относиться к этим добродетелям не как к ступенькам для последовательного достижения более высокого уровня, а как к гармоничному хору, в котором все голоса звучат одновременно, дополняя друг друга. Так и эти качества, сочетаясь друг с другом, совершенствуют святых на дело Божье.  

«…Прилагая к этому все старание, покажите…». Греческое слово, переведенное как «покажите», в других стихах переводится словами «открываться» и «подающий». Оно использовалось древними греками применительно к дирижеру, «показывающему» или «подающему» хору все так, чтобы пение сливалось воедино. 

Мы видим, что в этом тексте Писания первой в перечне встречается вера, потому что она приводит нас к оправданию пред Богом и открывает перед нами живые отношения с Ним. Однако вера сама по себе без дел мертва (см. Иак. 2:17). Вера подобна дирижеру, а остальные семь добродетелей — партиям хора, которые под «руководством» веры сливаются в единую симфонию. Тогда в человеке можно наблюдать прекрасную картину жизни, измененную силой божественного естества, верой получившей оправдание в Иисусе Христе.  

Ниже мы представим вашему вниманию краткое определение каждой из семи характеристик, о которых говорил апостол Петр, и которые мы должны старательно приложить к своей вере.  

Добродетель — нравственная чистота, доброе свойство души, духовное мужество и сила. Добродетельная жизнь отмечается святым усердием и ревностью в отношении принципов праведности, которые должны применяться в жизни с особым усердием и самоотверженностью.  

Рассудительность — возрастание в понимании Писания и духовных истин, что является следствием духовного голода и жажды праведности, а также результатом того, что человека наполняет то, что Божье. Святой Дух отвечает на желание верующего человека постичь истину и просвещает его разум так, что он становится способен понимать Писание.  

Воздержание — это самоконтроль и самодисциплина. По мере стремления к добродетели и благочестивому знанию, верующие люди учатся сдерживать свои желания к земным вещам и удовольствиям, т. к. они второстепенны и могут становиться сетью. Ведь даже хорошие, нужные вещи и действия могут стать для нас вредными, если мы будем предаваться им без меры. Воздержание — это то качество, которое контролирует человеческие страсти, управляет желаниями и устанавливает правильные приоритеты.  

Терпение — стойкость и выносливость. Наш мир полон страданий, неравенства и несправедливости, которые могут ожесточить сердце человека и породить отчаянные мысли о том, что истина и справедливость могут не восторжествовать. Терпение в жизни верующего человека наполняет его силой неотступно идти вперед, держась «праведного пути» несмотря на неблагоприятные обстоятельства. Такой человек верит, что в конце этого пути его ждет добрый плод воздаяния, в сравнении с которым все трудности покажутся ничего не значащими.  

Благочестие — почитание и уважение Бога, проявляющиеся в наших привязанностях, поступках и отношении к жизни. На деле это выражается в том, что мы свою жизнь, каждое наше решение и действие, оцениваем с позиций Слова Божьего, и нашего послушания Его заповедям.  

Братолюбие — это уважение к другим людям и отношение к ним, как к членам нашей семьи. Главная мысль заключается в том, чтобы мы ценили своих братьев и сестер и проявляли о них заботу, которая полагается каждому члену семьи возлюбленных детей Божьих.  

Любовь «агапэ» — это доброе расположение, привязанность и участливое отношение к окружающим. Эти качества помогают формировать нашу жизнь так, чтобы мы стали способны проявлять к своим ближним безусловную любовь, которую явил нам Иисус Христос. Истинная любовь «агапэ» — это посвящение и готовность любить ближнего с такой силой, которая намного превосходит наши естественные чувства.  

Итак, Слово Божье призывает нас приложить старание показать все эти добродетели в своей вере. Если все это в нас будет присутствовать и умножаться, это сделает нашу жизнь плодотворной (стих 8). Не иметь этих семи качеств, значит, быть слепым к вечным ценностям и забыть о дарованном нам великом спасении (стих 9). Это означает, что мы слишком увлеклись чем-то другим и у нас сформировались неверные приоритеты. Поэтому нам нужно проявлять особое прилежание, особенно стараясь преуспеть в этих семи качествах, чтобы к нам была применима Божья гарантия: «…так поступая, никогда не преткнетесь». 

Означает ли это, что мы никогда не согрешим? Что у нас не будет искушений и трудностей? В Писании есть следующие ответы: 

«Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку» (Пс. 36:23-24).  

«Тогда говорит им Иисус: «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь, ибо написано: «Поражу Пастыря, и рассеются овцы стада»»» (Мф. 26:31).  

Духовная гарантия, которую предлагает нам Бог, вовсе не означает, что мы будем застрахованы от согрешений или соблазнов. Вот что означает эта гарантия: 

а) Если мы прилагаем старания, то никогда не опустимся до духовной точки невозврата. Если мы будем проявлять старательность в этих добродетелях, то никогда не опустимся до разбитого и жалкого состояния, ибо Сам Господь будет поддерживать нас Своей рукой.  

б) Следуя этим заповедям, мы никогда не преткнемся и не упадем. Падение возможно лишь в одном случае — если мы отступим от этих добродетелей. Та «карта», которую Бог дает нам для навигации по жизни, не содержит ошибок. «…Так поступая, никогда не преткнетесь». 

в) Поступая так, мы утверждаем свое звание и избрание. Эти добродетели свидетельствуют, что в нашей жизни действует и проявляется божественное естество. Когда мы со «страхом и трепетом совершаем свое спасение», тогда наше сердце наполняется богоугодной уверенностью в спасении.  

г) «Так поступая» (глагол написан в настоящем времени) — это выражение свидетельствует о том труде, который продолжает совершаться Богом в нашей жизни по мере того, как мы стараемся утверждаться в вере, возрастая в указанных семи качествах христианской жизни. Бог обещает, что мы никогда не преткнемся, если будем прилежны и старательны в этих сферах нашей жизни, ибо Он «Могущий соблюсти нас от падения» (Иуд. 1:24).  

3. Божье обетование

«Ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:11).  

Обращаясь к нам в данном тексте Писания через апостола Петра, Бог переходит от темы гарантии благодати к обетованию благодати — «…откроется вам свободный вход…». Подумайте, как бы рано мы не уверовали и как бы долго не служили Господу, это в любом случае мало по сравнению с вечной жизнью, которую Бог обещает даровать верным Ему. И все потому, что Богу угодно облагодетельствовать нас в Своем Сыне Иисусе Христе.  

Слово «откроется» в этом стихе выражено на языке оригинала тем же словом, что и «покажите» в 5-м стихе. То, что Бог призывает нас «показывать» в вере нашей, совсем малое по сравнению со свободным входом, который Он открывает перед нами в вечные обители. Божий дар всегда больше наших наилучших стараний, ибо Его сила, могущество, богатство и щедрость несравненно больше всех наших внутренних и внешних возможностей. 

Представьте, какое прекрасное будущее нам приготовлено, если мы останемся верными и старательными. Представьте себе ворота, распахнутые настежь еще до того, как вы до них добрались, — вход свободный, вам рады и вас уже ждут! Открыт свободный вход в Вечное Царство!  

Именно об этом говорит апостол Петр. Небеса одобряют нашу жизнь и ждут нас, предоставив нам свободный вход. Это именно та сцена, о которой говорил Иисус Христос: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:21).  

Подобную картину мы находим, читая предсмертные слова праведного Стефана, когда иудеи побивали его камнями. Он сказал: «…Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7:56). Иисус воскрес и воссел одесную Отца Небесного, как это и было предсказано в Писаниях (Деян. 2:33-34; 1 Пет. 3:22; Евр. 1:13). Однако Стефан видел Христа «стоящего». Небеса в лице Самого Иисуса Христа приветствовали Стефана. Он видел славу Божью и Иисуса, стоящего одесную Бога, чтобы приветствовать его на небесах. О Стефане в Слове Божьем сказано, что это был муж, исполненный веры и силы (Деян. 6:8).  

Обратите внимание на то, как это соотносится со словами апостола Петра: «…от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия… […] …покажите в вере вашей…». Стефан жил жизнью верности, прилагая все старания, и был награжден возможностью увидеть этот «свободный вход» еще до своей смерти, когда был взят на небеса.  

Что обещал Бог, то Он исполнит, однако Он призывает нас делать твердым наше звание и избрание. В этом заключается наша личная ответственность пред Богом. Все должно начинаться с веры в одного только Иисуса Христа, ибо только Он может открыть нам путь в Царство Небесное. 

«…Я — путь, и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).  

«Я — дверь: кто войдет Мною, тот спасется; и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Ин. 10:9).  

Чтобы иметь истинную уверенность в спасении, нужно прилагать старания. При условии же нашей верности и прилежания, Бог не только дает нам уверенность в спасении в настоящий момент нашей жизни, но и уверенность, что мы не преткнемся, и нам будет открыт свободный вход в Царство Небесное. Живая вера приведет нас к усердию в приобретении христианских добродетелей, а также к полной уверенности в свободном входе на небеса. Бог призвал нас к спасению и избрал нас для служения Себе, ибо Ему угодно обогатить нас Своими вечными небесными сокровищами. Будем же прилежными и старательными в исполнении своего обязательства, чтобы нам не преткнуться, но иметь уверенность в том, что впереди нас ждет свободный вход в вечное Царство Иисуса Христа.  

Из справочника «Bible Helps» 
Напечатано с разрешения правообладателя 
Перевод Богдана Евтушенко

Другие статьи из этого выпуска

Тайны Бытия

Уже первое предложение в Библии сразу привлекает наше внимание к Богу и процессу творения. «Началу» предшествовала вечность. «Сотворил» — означает, что до этого творения не

Читать… »

Чистые сердцем 

 Иисус сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).  Многих людей волнует проблема загрязнения воды и воздуха. Но кто беспокоится о «загрязнении» ума

Читать… »

Бог и завет 

Из книги «Семейная жизнь по Слову Божьему» В этой статье мы рассмотрим вопрос важности завета. Брак — это отношения, подтвержденные заключенным заветом. Поэтому, если мы

Читать… »

Семя Истины

error: Содержимое страницы защищено. Content is protected.