Семя Истины

Ориген, сын Леонида-мученика,

был подвергнут сильным истязаниям в Александрии за свидетельство Иисуса Христа, а затем сослан в Кесарию Статон, что произошло около 254 г. от Р. Х. 

Рассказывая о положении дел с крещением в христианской церкви третьего века, в частности в 231 году, мы упомянули о взглядах Оригена и показали, что он оставил нам прекрасно изложенное и здравое учение о крещении по вере. В своем учении он также выступал против использования клятв, войн, принудительного безбрачия, буквального восприятия Вечери Господней[1], против тех, кто проповедует правильные вещи, но так не живет, против антихриста и т. п. 

Мы также рассказали о тех вещах, в которых его обвиняли некоторые, но относительно которых его защищали главные авторы ранней церкви, а также и христианские авторы более поздних веков. Все это можно самостоятельно прочитать и проверить в указанных источниках, применив к этому должную христианскую рассудительность. Оставим это на рассмотрение рассудительных и благоразумных людей. Мы же далее перейдем к истории его смерти ради Господа Иисуса Христа и о том, как много ему пришлось претерпеть ради Его имени.  

С самого начала своего познания Христа он подверг себя большой опасности быть схваченным и умерщвленным за свидетельство Сына Божьего. Когда ему было всего семнадцать лет, его отец, которого он горячо любил, был схвачен за свою христианскую веру, так что ему больше не оставалось ничего, кроме как ожидать казни (мы описывали это среди событий 202 года). Важно, что он не только утешил отца своим письмом, но, как свидетельствуют другие авторы, желал идти за ним в темницу и даже на смерть. Можно быть уверенными, что он исполнил бы свое намерение, если бы его мать не остановила его, спрятав одежду, чтобы он не смог добровольно отправиться вслед за отцом.  

Кроме этого случая, он часто подвергал себя опасности ради христианских мучеников, к которым проявлял великую любовь и сочувствие. Он часто стоял рядом с местом суда, где схваченные христиане в последний раз выступали в свою защиту или просто выслушивали свой смертельный приговор, и когда они ослабевали, он ободрял и укреплял их твердо стоять в вере. Он сопровождал многих из них до места казни и находился рядом с ними вплоть до их смерти. Он приветствовал их последним целованием любви, прощаясь с ними, как с друзьями и братьями. Он так часто подвергал себя подобной опасности, что было множество случаев, когда он наверняка был бы схвачен и убит, если бы Господь каким-то чудодейственным образом не спасал его от гонителей. Солдаты, нанимаемые врагами истины, чтобы схватить и убить Оригена, стерегли его в засаде возле его дома. Это было настолько очевидно, что во время очередных сильных гонений он более не мог оставаться в Александрии, месте, где он вырос, особенно потому, что местные верующие не могли более укрывать его, так как он был слишком узнаваем в той местности.  

Его возлюбленные ученики, которых он верно научил путям Господним, были почти все убиты за имя Иисуса Христа. Среди них были Плутарх, Гераклит, Герой, двое богобоязненных мужей по имени Серен, а также Рай, Марселла и другие, о которых мы писали, описывая события 203-204 гг. от Р. Х.  

Учитывая эти факты, можно уверенно считать чудом, что Ориген прожил такую длинную жизнь посреди столь сильных гонений, которые продолжались более пятидесяти лет, начавшись, когда ему было семнадцать и, окончившись, когда ему было семьдесят.  

Тем не менее, в конце концов жестокие мучения настигли и его. Он был схвачен и брошен в глубочайшую темницу, где на его шею надели тяжелые железные цепи, а ноги забили в колодки и растянули так, что между ними оказалось четыре отверстия[2]. Там его подвергали пыткам огнем и другими разнообразными способами, но он все перенес с удивительно стойким терпением. Тем не менее, из свидетельств древних историков следует, что суд так и не приговорил его к смерти, но, как писал Епифаний, он был сослан в Кесарию Статон, и что, наконец, позже переселился в Тир, где и умер собственной смертью и был похоронен во время правления Галла и Волузиана.  

Некоторые авторитетные авторы обвиняли Оригена в отступлении, однако многие другие выступали в этих вопросах в его защиту. И, тем не менее, в понимании некоторых вопросов у него были свои слабости и недочеты. Евсевий Памфилий Кесарийский хвалил Оригена за его чрезвычайную добродетель, говоря, что Ориген не желал иметь никакого общения с Павлом Антиохеном, запятнавшим себя лжеучением. Об Оригене также было сказано следующее: «Это тот, который живет так, как сам учит, и учит тому, что сам проживает в своей жизни. Он продал свои книги по языческой философии с тем условием, чтобы ему в день получать по четыре монеты на свои ежедневные нужды, чтобы таким образом не становиться обузой ни для кого из братьев и сестер. Он дал всем своим ученикам прекрасный пример жизни в нищете, призывая их оставить свое имущество, поэтому и был любим всеми. Он ни с кем не спорил о материальных благах. Правда некоторые люди были не довольны, когда Ориген отказывался принять их пожертвование, которое они желали передать ему для восполнения его необходимых телесных нужд». Далее Евсевий пишет: «Говорят, что он многие годы ходил босиком, не употребляя ни вина, ни каких-либо иных благ, но довольствуясь восполнением только самых необходимых жизненных потребностей, пока грудная болезнь, ставшая опасностью для его жизни, не принудила его употреблять больше».  

В опровержение обвинений тех, кто считает Оригена повинным в отступлении, А. Меллинус писал следующее (хотя он и не желал защищать «неправильные понимания или заблуждения Оригена», как сам Меллинус это называл): «Если бы история об отступлении Оригена была правдива, то Порфирий, который в то время много писал против христиан и был особенно враждебно настроен против самого Оригена, скорее всего, не упустил бы возможности написать об этом в своем труде, учитывая, что он позволил себе несправедливо обвинить Аммония, бывшего учителем Оригена, в отступлении. Сколько же усилий тогда приложил бы он, чтобы выступить лично против Оригена, если бы последний действительно впал в отступление. Однако он не только не сделал этого, но, наоборот, засвидетельствовал, что Ориген до конца своих дней вел истинно христианский образ жизни». Немного далее он пишет: «Касательно же его христианской жизни и твердости убеждений в исповедании Иисуса Христа Господом, мы не имеем никаких причин для сомнений, учитывая, что даже его враги дают о нем в этом отношении самое доброе свидетельство». 

Из книги «Martyrs Mirror» (Зеркало мучеников) 
Составитель Тилеман ян ван Брахт, 1660 г. 
Всеобщее достояние 
Перевод Богдана Евтушенко 

[1] Т. е. что хлеб и чаша буквально являются телом и кровью Иисуса Христа. — Ред.

[2] Чем больше отверстий, тем суровее пытки. 

Другие статьи из этого выпуска

Осень жизни

Очередной год неизбежно приближается к концу и исчезает в тумане прошлого. В северо-западном полушарии, где я живу, октябрь — середина осени. В это время года

Читать… »

Как обуздать гнев 

«…Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1:19).   Подобные советы, скорее всего, можно найти среди наследия практически каждой

Читать… »

Взгляд на жизнь 

Взгляд на что-то — это просто то, как мы что-то видим. Как мы воспринимаем жизнь? Что замечаем зимой: тучи над головой или искры на снегу?

Читать… »

Семя Истины

error: Содержимое страницы защищено. Content is protected.