Семя Истины

Дом Онисифора

Джеймс Нолт

У меня сохранились самые теплые воспоминания о встрече со служителями церквей Восточной Европы и представителями различных христианских организаций и церквей, которые помогали этим христианам во времена гонений за веру.

Один служитель приветствовал всех словами из Писания, чтобы выразить благодарность за поддержку и ободрение их церквей. «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно подкреплял меня и не стыдился уз моих, но, будучи в Риме, с великим усердием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» (2 Тим. 1:16-18).

Это замечательная традиция — приветствовать стихами из Писания для ободрения и назидания верующих. И услышать такое приветствие было для меня вдохновляющим и смиряющим. Семья Онисифора — достойный пример того, как верующая семья должна служить Христу и Его народу. Читая сегодня эти стихи из 2 Послания к Тимофею, я вспоминаю то памятное приветствие, произнесенное около двадцати восьми лет тому назад.

Как известно, апостол Павел написал Второе послание Тимофею, своему «возлюбленному сыну» по вере. Это фактически было последнее его письмо, ставшее частью новозаветного канона. Оно было написано около 65-67 года после Р.Х., когда апостол отбывал заключение в римской темнице. Дух Святой вдохновил Павла излить свою любовь первому епископу в Эфесе в виде наставлений, ободрений и предостережений. Любовь Павла к церкви побуждала его укреплять души более молодых христиан, пока у него была такая возможность.

В этом Послании Павел говорил о своих переживаниях за церковь, которые жизненно важны для нас и сегодня: нужда в нелицемерной вере, силе и любви; готовность переносить страдания за Евангелие; быть освященными сосудами для Бога; остерегаться ложных учений и практик; быть мудрыми и подготовленными к труду через изучение Писания.

Находясь в темнице, Павел размышлял о жизненных ситуациях и людях, которых он встречал. Одни из них являются для нас предостережением, а другие служат для нас достойным примером для подражания. Павел вспоминал людей, которые его разочаровали и причинили боль. Димас возлюбил нынешний век и из-за этого оставил Павла и веру (2 Тим. 4:10). Александр, медник, причинил много зла самому Павлу и его служению (1 Тим. 1:20; 2 Тим. 4:14). Фигелл и Ермоген отвернулись от Павла (2 Тим. 1:15), а Именей и Филит разрушили веру некоторых людей, распространяя лжеучение о воскресении (2 Тим. 2:18). Павел упомянул о людях с развращенным умом, которые противились истине, как нечестивые чародеи Ианний и Иамврий противились Моисею (2 Тим. 3:8).

Однако верных христиан, о которых вспоминал апостол Павел, было намного больше. Во 2 Тим. 4 Павел с любовью вспоминает о Тите, Тихике, Карпе, Ерасте, Трофиме и других. А затем он просит: «Приветствуй Прискиллу и Акилу и дом Онисифоров» (2 Тим. 4:19). Из всех достойных христиан, упомянутых во 2 Послании к Тимофею, только Онисифор и его семья упомянуты дважды. Видимо, в сердце Павла они занимали особое место.

Возможно, Павел преследовал двойную цель, приветствуя дом Онисифора. Он хотел, во-первых, благословить их в благодарность за проявленную к нему доброту, а во-вторых — чтобы Тимофей поддерживал самые тесные отношения с таким христианином, который укреплял бы его. В своем одиночестве в заточении («…один Лука со мной») Павел помнил, как часто Онисифор его поддерживал. Он знал, что Тимофею тоже понадобится поддержка, а также крепкие отношения с такими верующими, как Онисифор, чтобы устоять перед разрушительным воздействием таких людей, как Именей и Филит.

Павел отметил, что Тимофей знал Священные Писания с детства и что они его «…могут умудрить… к спасению верой во Христа Иисуса» (3:15). Онисифор, очевидно, также учил своих детей по Писанию, поскольку Павел пожелал милости от Господа не только ему лично, но и его семье. Как искренний христианин Ранней Церкви, Онисифор был хорошо знаком с Ветхим Заветом. Новый Завет в эти времена только создавался. Я представляю, как этот благочестивый отец читает из Божьего Слова и вдохновляется Его благословением, данным Аврааму. «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сыновьям своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом все, что сказал о нем» (Быт. 18:19). История о мужественном Иисусе Навине, скорее всего, вдохновила Онисифора на такое же решение: «…а я и дом мой будем служить Господу…» (Нав. 24:15).

Онисифор и его семья своей жизнью подтвердили, что они изучали Писание и оно оказалось для них «…полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Эта любовь к истине изливалась из их сердец, проявляясь в образе жизни, который был большим благословением  для Павла. Мы читаем такое библейское описание их служения Павлу: «многократно подкреплял», «не стыдился», «с великим усердием», «сколько» и «служил» (2 Тим. 1:16-18).

Сегодня нам нужно больше таких семей, как Онисифорова. Семей, которые поддерживают служителей и тружеников в церкви, которые не стыдятся их уз или других болезненных обстоятельств и которые ищут возможности помочь своим ближним. Во времена войн, беженцев, насилия, гонений, гнева, аморальности и всех видов зла нужны христиане, готовые служить в духе Онисифора.

Павел молился, чтобы Онисифор обрел «…милость у Господа в оный день…». Я верю, что так и получилось. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Об Онисифоре говорится не в связи с тем, что он накопил имущество или роскошный дом. Он собирал не подверженные тлению, защищенные от воров сокровища в другом месте (Мф. 6:33).

В ожидании мученической смерти Павел тепло вспоминал самых близких ему людей. И особо — Онисифора. Этот брат запомнился ему своей искренностью, а не тем, что он старался произвести на кого-то хорошее впечатление или желал, чтобы его труд особо ценили. И нам тоже нужно жить так, чтобы потом наши друзья и знакомые тепло вспоминали о нас и о нашем верном служении, которое прославляло Бога и благословляло Его народ.

В новозаветных посланиях упоминаются и другие семьи, которые имели такое же посвящение Христу, как и семья Онисифора, как, например, «семейство Стефана», члены которого «…посвятили себя на служение святым» (1 Кор. 16:15). В Коринфе был Стефан, в Филиппах — Климент, а в Эфесе — Онисифор. Эти благочестивые семьи были важнейшими звеньями всех растущих церквей того времени, и такие крайне необходимы и сегодня. Отзоветесь ли со всем посвящением вы и ваша семья, а также я и моя семья, на эту нужду?

Перевод Валерии Шпаченко

Другие статьи из этого выпуска

«Благотворите ненавидящим вас»

Когда в Нидерландах в 16-ом веке свирепствовали гонения государственной церкви на истинных христиан, то однажды ловца воров отправили найти и схватить Дирка Уиллемса, которого считали

Читать… »

Пост, угодный Господу

Если мы хотим понять, каким должен быть пост, угодный Господу, то должны разобраться, что такое пост и как следует поститься. Действие, достигшее цели, ради которой

Читать… »

Семя Истины

error: Содержимое страницы защищено. Content is protected.